История Man
Начать лучше всего с факта — автомобили фирмы МАН уже четырежды завоевывали титул «Грузовик года» — в 1978, 1980, 1987 и 1995 годах, а такая статистика говорит о многом… Первый MAN вагонной компоновки появился в начале 50-х. Модель МАН 13230 (всего было шесть вариантов) оказалась принципиально новой для европейского водителя. Отсутствие привычного капота поначалу вызывало немало опасений: ты сидишь за рулем, отделенный от впереди идущего транспорта одной лишь передней стенкой кабины… Но преимущества вагонной компоновки (в европейских условиях эксплуатации) были настолько очевидны, что она прижилась и стала общепринятой.
MAN-13230 имел шестицилиндровый дизель объемом 10 343 смз и мощностью 230 л.с., позволявший перевозить 12 тонн груза со скоростью до 82 км/ч. Механическая коробка насчитывала 12 передач. Помимо стандартного для тех лет набора приборов и комфортных «мелочей», на потолке кабины МАН крепился мощный вентилятор, распределявший холодный или теплый воздух. В 1967 году появился новый MAN серии 13 (модели 215/240/250F), который на много лет вперед определил «лицо» фирмы. Откидывающаяся комфортабельная кабина вобрала в себя совершенно новые дизайнерские решения, на которых фирма основывается и сегодня в своих перспективных разработках; широкая гамма модификаций МАН и дополнительного оборудования, удачные дизельные двигатели — все это несколько поколебало равновесие на европейском рынке грузовиков в этом классе: так много достоинств было у автомобиля.
После приобретения в 1971 году фирмы «Бюссинг» компания МАN получила в свое распоряжение многие наработки в области тяжелых грузовиков и дизельных двигателей. С тех пор на облицовке радиатора вместе с «MAN дизель» мы видим фигурку льва — эмблему «Бюссинга». Результатом объединения вскоре явилась разработка автомобиля МАN с расположенным в базе (под рамой) дизельным двигателем. Интересно, что машина МАН не предназначалась для замены моделей уже привычной компоновки, а лишь дополнила гамму.
Перейдем к концептуальной разработке 1978 года. Дальнобойный Х-90 был не просто красивым и необычным грузовиком МАН, а напоминал настоящий конструктор. Вкратце о нем можно сказать следующее: «набор» состоял из модулей, которые можно было «складывать» в зависимости от назначения автомобиля. Этому проекту больше 20 лет, а как близка его концепция всем современным новинкам: ровный пол, развитый бампер-кожух, максимальное использование полезного пространства при ограничениях на габарит. Действительно, новое — хорошо забытое старое… Достаточно посмотреть внимательно на «Рено-Магнум». В 1987 году «Грузовиком года» стал MAN-F90 . Этот автомобиль определил качественный скачок в жизни фирмы. Его разработка шла под девизом «все для водителя». Комфорт, удобство обслуживания и эксплуатации, приятный внешний вид и высочайшая эргономика интерьера, конечно же, не могли оставить равнодушными специалистов. Количество вариантов исполнения просто поражает воображение. Сохранилась и пневматическая подвеска, и, наряду с передним, двигатель в базе, несколько типов кабин и внушительный перечень дополнительного оборудования. В общем, автомобиль МАН нашел своего покупателя — и не одного!
Рассказ о новейшей истории компании начнем с начала восьмидесятых, когда фирма показала поколение грузовиков, разработанное совместно с Volkswagen и «посвященное» последнему десятилетию уходящего века. Это напрямую отразилось в индексации моделей — G 90/M 90/F 90. Такой подход к формированию грузовых семейств МАН сохранился и в 1994, когда были предcтавлены грузовики МАН 2000 года — серия F2000/M2000/L200 0. Серия, разделенная соответственно на «тяжелую»(F), «среднюю»(M) и «легкую»(L) предлагается в различных исполнениях кабин, с несколькими типами ведущих подъемных и управляемых мостов, рессорными или с пневмоподвесками.
Техническое совершенство этих моделей позволило MAN завоевать титул Truck Of The Year’95. Электроника, ставшая визитной карточкой компании в последних моделях МАН, уже здесь была представлена в широком объеме: ABS и ASR (противобуксовочная система), электронная регулировка работы двигателя и характеристик пневмоподвесок. Прибавьте к этому стабильно высокое качество изготовления, прочность, долговечность, мужественный дизайн моделей МАН — и перед вами формула успеха MAN в середине девяностых.
Вершина модельного ряда МАН — «тяжелый»класс F2000 — самый многочисленный в производственной гамме компании по сей день. Существует около 65 (!) вариантов базы с колесными формулами от 4×2 до 8×8. Особую гордость MAN представляют собой двигатели: 5-цилиндровый (9,97 литра/270-340 л.с.), 6-цилиндровый (11.97-12.82 литра/400-460 л.с.) и уже упомянутый мощнейший V10 ( 18.3 литров/600 л.с.) Компании действительно есть чем гордится — помимо сверхмалого расхода топлива (6-цилиндровые расходуют 25.15 л/100 км против обычных 33-35л/100 км, а V10 — всего 200г/кВт.ч), ей удалось добиться феноменально высокого крутящего момента в широком диапазоне. На модели МАН ставятся одно- или двухдисковые сцепления, 16-ступенчатая «механика»от ZF или Eaton, или полуавтоматические трансмиссии. В подвеске — параболические рессоры или пневматика.
Электронные регулировки подвески позволяют изменять высоту шасси над дорогой в пределах до 220 миллиметров, а также менять давление в пневмоэлементах подвески. Кроме гидравлического, машины МАН могут быть оборудованы компрессионным тормозом-замедлителем EVB. Передние дисковые тормоза оборудованы системой, меняющей тормозное усилие в зависимости от массы автомобиля. Аэродинамическая кабина, изготовленная одним из «смежников», Steyr AG, оборудована четырехточечной пневмоподвеской. Существуют четыре варианта размеров: дневная короткая, длинная со спальным местом, длинная с двумя спальными местами и высокая. В число опций входят аудиоподготовка, телефон, факс, электростеклоподъемники, люк в крыше и т.д. Для всех кабин МАН характерна хорошая шумоизоляция — уровень шума в пределах 72-80 дБ(А).